Видео как работает самоходная гаубица 152-мм 2С3 Акация и 2С1 Гвоздика:
ИСТОРИЯ
4 июля 1967 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли совместное постановление, предписывающее приступить к разработке новой 152-мм самоходной гаубицы. Согласно которому начались полномасштабные работы по САУ “Акация”, “Гвоздика”, “Фиалка” и 240-мм самоходному миномету “Тюльпан”. Проектирование и изготовление первых опытных образцов артиллерийской части 152-мм самоходной гаубицы 2С3 “Акация” проходило в Свердловске, в ОКБ-9 завода им. М.И.Калинина, а шасси — на заводе «Уралтрансмаш».
Артиллерийская часть САУ разрабатывалась на основе буксируемой пушки-гаубицы Д-20 конструкции И.Ф. Ефимова. Ее ствол выполнили моноблочным, с эжектором. Внутреннее устройство ствола, баллистика и боеприпасы были взяты у Д-20 без изменений. Также был внедрен двухкамерный дульный тормоз и вертикальный, клиновый затвор с полуавтоматикой механического (копирного) типа. Новая гаубица получила заводской индекс Д-22 и индекс ГРАУ (Главное ракетно-артиллерийское управление) — 2А33. Шасси было разработано на базе пусковой установки ЗРК Круг, которое в свою очередь создали на базе опытной CAУ СУ-100П, и получило индекс «Объект 303″. Два первых опытных образца 2С3 были изготовлены в конце 1968 года. В ходе заводских испытаний, завершившихся в октябре 1969 года, была выявлена чрезмерная загазованность боевого отделения, особенно при стрельбе с малыми зарядами. По этой же причине оказались не принятыми и еще четыре образца, выпущенных летом 1969 года для полигонных испытаний. Поэтому решено было заменить раздельно-гильзовое заряжание картузным и внедрить полуавтомагический поршневой затвор с пластическим обтюратором. С проблемой загазованности справились, и в 1971 году САУ 2С3 “Акация” была принята на вооружение. Серийное производство самоходок развернули в 1970 году на головном предприятии — Уральском заводе тяжелого транспортного машиностроения. Первые три машины были собраны в конце года. В 1971 году изготовили еще девять, из них шесть — в декабре месяце. В 1973 году завод получил заказ уже на 70 САУ.
НАЗНАЧЕНИЕ
Предназначается для уничтожения и подавление средств ядерного удара, артиллерии и других огневых средств и живой силы противника; уничтожение танков и самоходных орудий; разрушение полевых и долговременных оборонительных сооружений, а также подавление его тылов и органов управления.
КОНСТРУКЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Корпус и башня машины свариваются из катанных броневых листов и обеспечивают защиту экипажа от пуль и осколков. Конструктивно корпус разделен на три отделения: моторно-трансмиссионное (впереди справа), управления (впереди слева) и боевое (сзади). Отсек управления расположен в носовой части корпуса между левым бортом и моторной перегородкой. В нем размещается механик-водитель. Силовой отсек находится справа в носовой части. В нем размещаются двигатель, трансмиссия, системы питания горючим и воздухом, смазки, охлаждения, подогрева и запуска. Боевое отделение занимает среднюю, кормовую части корпуса и всю башню, представляющую собой цельносварную конструкцию. В крыше башни слева установлена командирская башенка и люк командира, а по правому борту — люк заряжающего. Снизу к башне крепится так называемая корзина, в которой располагается экипаж боевого отделения и часть боекомплекта. Башня вместе с корзиной посажена в корпус с помощью шарикового погонного устройства.
Основную часть боевого отделения занимает гаубица, боеукладки и рабочие места экипажа. Сиденье наводчика размещено слева от гаубицы, а заряжающего — справа. Командир располагается сзади наводчика. Артиллерийская часть состоит из 152-мм гаубицы Д-22, позволяющей вести стрельбу непрямой и прямой наводкой с места при подаче боеприпасов как из боеукладки, так и с грунта. Гидравлический тормоз отката — веретенного типа, с компенсатором жидкости; накатник — гидропневматический, с клапаном дополнительного торможения. Цилиндры тормоза отката и накатника жестко связаны с казенником и при выстреле отходят вместе с ним. Подъемный механизм секторного типа, с ручным приводом, обеспечивает углы возвышения ствола от — 4° до + 60°. Поворотный механизм служит для кругового вращения башни, имеется пневматический уравновешивающий агрегат. В походном положении, для исключения поломок механизма наведения, ствол гаубицы стопорится на специальном кронштейне.
В боекомплекте «Акации» применяются выстрелы раздельно-гильзового заряжания, размещенные в двух боеукладках, в башне и внутри корпуса. В него входят осколочно-фугасные снаряды ОФ-25, ОФ-540 и ОФ-540ЖС, последние с металлокерамическим ведущим пояском; кумулятивные БП-540 весом по 27,4 кг и со специальными 5,6-килограммовыми зарядами, обеспечивающими начальную скорость в 676 м/с. При угле встречи с целью 90° они пробивают броню толщиной 250 мм, а при 60° — 220 мм. Применяются и бронебойные остроголовые снаряды Бр-540 и тупоголовые Бр-540Б, с баллистическим наконечником, которые на расстоянии 1000 м при попадании в объект под углом 90° пробивают броню толщиной до 120 мм. Кроме того, допускается использование боеприпасов буксируемых гаубиц-пушек МЛ-20, пушек-гаубиц Д-20 и гаубиц Д-1, в том числе бетонобойные Г-545 и специальные.
В башне размещается орудие, часть боекомплекта и фильтровентиляционная установка. На командирской башенке установлен 7,62-мм зенитный пулемет ПКТ. В кормовом листе корпуса машины имеется специальный люк для загрузки снарядов. 2С3 «Акация» оснащена фильтровентиляционной установкой, автоматической противопожарной системой, включающейся при повышении температуры в боевом или силовом отделениях, и системой герметизации обитаемых отделений для защиты экипажа от поражающих факторов химического, бактериологического и ядерного оружия. В последнем случае она срабатывает автоматически при появлении потоков гамма-излучения, возникающего при ядерном взрыве. При необходимости герметичность “Акации” поддерживается как на марше, так и при стрельбе боекомплектом, находящимся внутри машины.
В моторно-трансмиссионном отделении установлен 12-цилиндровый, 4-тактный дизель В-59 мощностью 520 л.с. — водяного охлаждения, с принудительным впрыском топлива и возможностью работы на форсаже. Трансмиссия — механическая, двухпоточная, коробка передач выполнена в блоке с планетарным механизмом поворота. Подвеска — независимая, торсионная, с гидравлическими амортизаторами телескопического типа. Гусеницы с резинометаллическими шарнирами.
В 1975 году вместо двух механизированных боеукладок ввели одну — барабанного типа на 12 выстрелов, что позволило увеличить возимый боекомплект с 40 до 46 выстрелов. Модернизированная таким образом самоходка получила индекс 2С3М, а гаубица — 2А33М. В боекомплект “Акации” вошли старые осколочно-фугасные снаряды ОФ-540 (масса снаряда 43,56 кг, взрывчатого вещества — 5,86 кг) и новые осколочно-фугасные снаряды ОФ-25 (соответственно 43,56 кг и 6,88 кг). Для стрельбы ими предусмотрены полные заряды, а также шесть уменьшенных. Последние при небольшой дальности стрельбы позволяют посылать снаряд по более крутой траектории и поражать цели, скрытые препятствиями (холмами, многоэтажными домами и т. д.). Кроме того, с приближением к нормали угла встречи снаряда с горизонтальной целью (крышей дота, дома, танка и т. п.) резко возрастает эффективность действия снаряда. И наконец, чем меньше заряд, тем больше живучесть ствола гаубицы. Меняя заряд, можно изменить начальную скорость осколочно-фугасного снаряда от 651 м/с до 282 м/с, а дальность, соответственно, от 17 053 м до 6751 м. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом составляет 18 500 м, при стрельбе активно-реактивным снарядом она увеличивается до 24 000 м. Кроме того, самоходная гаубица «Акация» может стрелять и другими снарядами: осветительным парашютным С1, который освещает местность в течение 40 секунд; химическим 3Х3, всеми 152-мм снарядами (с индексом 540) от гаубиц МП-20 и Д-20, корректируемыми 152-мм снарядами Краснополь (ОФ-38), а также снарядами (с индексом 530) 152-мм гаубицы Д-1. А в 70-х годах в боекомплект 2СЗ дополнительно был введен выстрел с ядерным боеприпасом мощностью 2 кТ.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ 2С3М
Масса, т: 27,5
Годы производства: с 1975 по 1987
Длина, мм: 6970
Длина с пушкой, мм: 7760
Ширина, мм: 3250
Высота, мм: 2530
Клиренс, мм: 450
Лоб башни, мм: 30
Лоб рубки, мм: 30
Калибр и марка пушки: 152,4-мм 2А33
Тип пушки: нарезная гаубица
Длина ствола, калибры: 28
Боекомплект пушки: 46 выстрелов
Углы ВН: -4..+65
Углы ГН: 360
Дальность стрельбы, км: 4,2..20,5
Скорострельность, выстр/мин: 1,25..3,5[8]
Прицелы: ПГ-4, ОП5-38
Пулемёты: 1 х 7,62-мм ПКТ
Тип двигателя: В-59-4
Мощность двигателя, л.с.: 520
Скорость по шоссе, км/ч: 63
Запас хода по шоссе, км: 500
Удельная мощность, л.с./т: 19
Удельное давление на грунт, кг/кв.см: 0,6
Преодолеваемый подъём, град: 30
Преодолеваемая стенка, м: 0,7
Преодолеваемый ров, м: 2,5..2,55
Преодолеваемый брод, м: 1
В 1987 году гаубицу вновь усовершенствовали. На нее была установлена аппаратура приема и отображения информации управления огнем и новый прицел СП-538. В боекомплекте появился управляемый снаряд ОФ-38 «Краснополь», позволяющий поражать объекты, движущиеся со скоростями до 35 км/ч на дистанции до 18 км. Такая установка получила наименование 2С3М1.
Последняя глубокая модернизация 2С3 получила обозначение 2С3М2. Изменения коснулись артиллерийской части самоходной гаубицы. Гаубица 2А33 заменена на более мощную 152,4-мм гаубицу 2А33М (в экспортном варианте предусмотрена замена на гаубицу калибра 155-мм М-385), что дало увеличенную дальность стрельбы по сравнению с предыдущими вариантами. Кроме того, добавлена автоматизированная система управления наведением и огнем АСУНО. Улучшена защищённость машины, благодаря установке системы 902B для постановки дымовых завес.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ 2С3М2
Масса, т: 28
Длина, мм: 6970
Длина с пушкой, мм: 9170
Ширина, мм: 3250
Высота, мм: 2530
Клиренс, мм: 450
Лоб башни, мм: 30
Лоб рубки, мм: 30
Калибр и марка пушки: 152,4-мм 2А33М
Тип пушки: нарезная гаубица
Длина ствола, калибры: 39
Боекомплект пушки: 45 выстрелов
Углы ВН: -4..+65
Углы ГН: 360
Дальность стрельбы, км: до 25,1
Прицелы: ПГ-4, ОП5-38
Пулемёты: 1 х 7,62-мм ПКТ
Тип двигателя: В-59-4
Мощность двигателя, л.с.: 520
Скорость по шоссе, км/ч: 63
Запас хода по шоссе, км: 500
Удельная мощность, л.с./т: 19
Удельное давление на грунт, кг/кв.см: 0,6
Преодолеваемый подъём, град: 30
Преодолеваемая стенка, м: 0,7
Преодолеваемый ров, м: 2,5
Преодолеваемый брод, м: 1
Самоходная гаубица 2С3 авиатранспортабельная, причем самолет Ан-22 может перевозить сразу две установки. САУ “Акация” достаточно хорошо зарекомендовала себя в ходе боевых действий в Афганистане, Чечне, а также в прочих вооруженных конфликтах, происходивших на территории бывшего СССР.
Производство 2С3 “Акация” прекращено в 1993 году. В настоящее время машины этого типа состоят на вооружении сухопутных войск России, СНГ, Венгрии, Ирака, Ливии и Сирии.